среда, 9 января 2008 г.

Учитель охотно едет на село

Учитель охотно едет на селоВ Волгоградском педагогическом мужском лицее, единственном в странеготовящем учителей для небольших сельских школ, обучение неразрывносвязано с физическим и военно-патриотическим воспитанием. Каждый извыпускников готов вести занятия со школьниками по начальной военнойподготовке.Когда Фёдор Фёдорович Слипченко, бессменный руководитель лицея, решилего создать, он уже более полутора десятка лет возглавлял 4-юобщеобразовательную школу-интернат Волгограда, считавшуюся одной излучших в СССР. Она и была преобразована в 1988 году в первый в странемужской педагогический лицей. Походить по инстанциям ФедоруФедоровичу, правда, для этого пришлось изрядно. Он убеждал, чтоположение в деревенских школах, оставшихся без мужчин-учителей,катастрофическое, а воспитать должным образом деревенского мальчишкупедагог из горожан не сможет при всем старании. Да и не поедет он внеустроенную российскую глубинку. Ставку надо делать на подготовкукадров из местных ребят. Слипченко предлагал отбирать в сельскихшколах мальчишек, хорошо окончивших 8-й класс, имеющих склонности кпедагогической работе, и готовить из них сельских учителей вспециально созданном для этого лицее.- Почему именно лицей? Да потому, что мне хотелось воспитывать элитуроссийского села - эрудированных, всесторонне образованных, физическикрепких и патриотично настроенных учителей-мужчин, которых уважал бы истар, и млад, - поясняет Фёдор Слипченко. - Я подробно изучал историюроссийского лицейского образования, в первую очередь, конечно же,Царскосельского. Так и доложил министерским чиновникам: хочетсявозродить эти незаслуженно забытые традиции обучения "юношей длягосударевой службы". В нашем случае на ниве просвещения.Последняя фраза генерального директора Волгоградского педагогическогомужского лицея, кстати сказать, не так давно награждённого орденомПочёта, нуждается в комментарии. Уж больно буднично и обыденнопредставляет Федор Слипченко достигнутые его "командой" высотыобразовательно-воспитательного процесса. А в том, что они есть,сомневаться не приходится. Сужу об этом по тому факту, что чуть ли некаждый месяц на базе Волгоградского педагогического лицея проводятсяВсероссийские и межрегиональные научно-практические конференции попроблемам патриотического воспитания в образовательной системесовременной России, на которые приезжают сотни педагогов не только изМосквы, Санкт-Петербурга, других городов России, но и из странближнего зарубежья.Практически каждый из гостей лицея искренне восхищается увиденным,совершенно справедливо оценивая достижения Слипченко и возглавляемогоим педагогического коллектива. Иногородних педагогов нетрудно понять.Действительно, сегодня уже можно говорить о существовании в НижнемПоволжье авторской школы Федора Слипченко, создание которой сделало бычесть иному НИИ педагогического направления. Спрашивается: как жеудалось ему то, на что не решились тысячи его коллег в других регионахРоссии? Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно.Чтобы стать настоящим учителем, надо ежедневно трудиться над собой вплане повышения квалификации, профессионализма, понимая огромнуюответственность за доверенные тебе обществом ребячьи души. А бытьнаставником будущих учителей - ответственность вдвойне, и не каждомуэто под силу. Особо отмечу, что 18 лет назад Слипченко выступал в ролипервопроходца. Никаких методических разработок и рекомендацийотечественных ученых-педагогов по поводу того, как из вчерашнихшкольников готовить "инженеров человеческих душ" для сельскойместности, не было. Все надо было разрабатывать самому, нередкометодом проб и ошибок.Впрочем, любые даже самые хитроумные научно-педагогические изысканиявряд ли бы сработали должным образом, если бы не всеобъемлющий ивсеприменимый армейский принцип воспитания "Делай, как я!", с самогоначала взятый на вооружение "командой" Фёдора Слипченко. Достаточносказать, как он действует по формированию у лицеистов привычки кздоровому образу жизни. Каждое утро Фёдор Фёдорович, несмотря на своисолидные годы, становится во главе колонны лицеистов на пробежку. Иещё никогда ни снег, ни мороз, ни дождь не смогли ему помешать.Стараются и другие преподаватели личным примером воспитывать улицеистов положительные черты характера. В итоге в сельские школыприходят молодые преподаватели, которых отличают активная жизненнаяпозиция и патриотизм, трудолюбие и скромность, дисциплина изаконопослушание.- Именно отсюда начинается настоящий мужчина, гражданин страны, главасемьи и профессионал своего дела, - убежденно говорит генеральныйдиректор Волгоградского педагогического лицея, народный учитель СССР,заслуженный учитель школы РСФСР, почетный член Петровской академиинаук и искусств, почетный гражданин Волгограда Фёдор Слипченко. - Вотпочему я и мои коллеги стараемся, чтобы от лицейского порога и доконца своих дней законом жизни наших воспитанников был девиз нашегоучебного заведения "Родина. Долг. Честь". Убёжден, что только так навысоких идеалах и надо воспитывать нашу молодёжь.Кстати сказать, в последнем Послании Президента страны ФедеральномуСобранию Российской Федерации есть слова о том, что в школах надо нетолько учить, но заниматься физической и военно-патриотическойподготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку. Спрашивается,а кто это будет делать? Отвечаю: выпускники нашего лицея. Поймите, яне хвастаюсь, что мы немножко опередили время. Я просто даю понятьколлегам из других регионов страны, что готов поделиться опытом нашегоучебного заведения. Ибо одна ласточка не сделает погоды в масштабевсего государства. А ведь им рано или поздно придется решать кадровыепроблемы мужчин-педагогов для села. Зачем же изобретать для этоговелосипед, уже достаточно хорошо разработанный нами?!

Название: уникальный лицей Фёдора Слипченко
Автор: ВАЛЕРИЙ ЖУРАВЛЁВ СОБ. КОРР. ВОЛГОГРАД
Издание: ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА

http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&date=&sid=1712