вторник, 16 октября 2007 г.

Уникальный лицей Фёдора Слипченко

Дата: 08.08.2006
Название: уникальный лицей Фёдора Слипченко
Автор: ВАЛЕРИЙ ЖУРАВЛЁВ СОБ. КОРР. ВОЛГОГРАД
Издание: ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА

Учитель охотно едет на село

В Волгоградском педагогическом мужском лицее, единственном в стране готовящем учителей для небольших сельских школ, обучение неразрывно связано с физическим и военно-патриотическим воспитанием. Каждый из выпускников готов вести занятия со школьниками по начальной военной подготовке.

Когда Фёдор Фёдорович Слипченко, бессменный руководитель лицея, решил его создать, он уже более полутора десятка лет возглавлял 4-ю общеобразовательную школу-интернат Волгограда, считавшуюся одной из лучших в СССР. Она и была преобразована в 1988 году в первый в стране мужской педагогический лицей. Походить по инстанциям Федору Федоровичу, правда, для этого пришлось изрядно. Он убеждал, что положение в еревенских школах, оставшихся без мужчин-учителей, катастрофическое, а воспитать должным образом деревенского мальчишку педагог из горожан не сможет при всем тарании. Да и не поедет он в неустроенную российскую глубинку. Ставку надо делать на подготовку кадров из местных ребят. Слипченко предлагал отбирать в сельских школах мальчишек, хорошо окончивших 8-й класс, имеющих склонности к педагогической работе, и готовить из них сельских учителей в специально созданном для этого лицее.

- Почему именно лицей? Да потому, что мне хотелось воспитывать элиту российского села - эрудированных, всесторонне образованных, физически крепких и патриотично настроенных учителей-мужчин, которых уважал бы и стар, и млад, - поясняет Фёдор Слипченко. - Я подробно изучал историю российского лицейского образования, в первую очередь, конечно же, Царскосельского. Так и доложил министерским чиновникам: хочется
возродить эти незаслуженно забытые традиции обучения "юношей для государевой службы". В нашем случае на ниве просвещения.

Последняя фраза генерального директора Волгоградского педагогического мужского лицея, кстати сказать, не так давно награждённого орденом Почёта, нуждается в комментарии. Уж больно буднично и обыденно представляет Федор Слипченко достигнутые его "командой" высоты образовательно-воспитательного процесса. А в том, что они есть, сомневаться не приходится. Сужу об этом по тому факту, что чуть ли не
каждый месяц на базе Волгоградского педагогического лицея проводятся Всероссийские и межрегиональные научно-практические конференции по проблемам патриотического воспитания в образовательной системе современной России, на которые приезжают сотни педагогов не только из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, но и из стран
ближнего зарубежья.

Практически каждый из гостей лицея искренне восхищается увиденным, совершенно справедливо оценивая достижения Слипченко и возглавляемого им педагогического коллектива. Иногородних педагогов нетрудно понять. Действительно, сегодня уже можно говорить о существовании в Нижнем Поволжье авторской школы Федора Слипченко, создание которой сделало бы честь иному НИИ педагогического направления. Спрашивается: как же удалось ему то, на что не решились тысячи его коллег в других регионах России? Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно.

Чтобы стать настоящим учителем, надо ежедневно трудиться над собой в плане повышения квалификации, профессионализма, понимая огромную ответственность за доверенные тебе обществом ребячьи души. А быть наставником будущих учителей - ответственность вдвойне, и не каждому это под силу. Особо отмечу, что 18 лет назад Слипченко выступал в роли первопроходца. Никаких методических разработок и рекомендаций отечественных ученых-педагогов по поводу того, как из вчерашних
школьников готовить "инженеров человеческих душ" для сельской местности, не было. Все надо было разрабатывать самому, нередко методом проб и ошибок.

Впрочем, любые даже самые хитроумные научно-педагогические изыскания вряд ли бы сработали должным образом, если бы не всеобъемлющий и всеприменимый армейский принцип воспитания "Делай, как я!", с самого начала взятый на вооружение "командой" Фёдора Слипченко. Достаточно сказать, как он действует по формированию у лицеистов привычки к здоровому образу жизни. Каждое утро Фёдор Фёдорович, несмотря на свои
солидные годы, становится во главе колонны лицеистов на пробежку. И ещё никогда ни снег, ни мороз, ни дождь не смогли ему помешать.

Стараются и другие преподаватели личным примером воспитывать у лицеистов положительные черты характера. В итоге в сельские школы приходят молодые преподаватели, которых отличают активная жизненная позиция и патриотизм, трудолюбие и скромность, дисциплина и законопослушание.

- Именно отсюда начинается настоящий мужчина, гражданин страны, глава семьи и профессионал своего дела, - убежденно говорит генеральный директор Волгоградского педагогического лицея, народный учитель СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, почетный член Петровской академии наук и искусств, почетный гражданин Волгограда Фёдор Слипченко. - Вот почему я и мои коллеги стараемся, чтобы от лицейского порога и до конца своих дней законом жизни наших воспитанников был девиз нашего учебного заведения "Родина. Долг. Честь". Убёжден, что только так на высоких идеалах и надо воспитывать нашу молодёжь.

Кстати сказать, в последнем Послании Президента страны Федеральному Собранию Российской Федерации есть слова о том, что в школах надо не только учить, но заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку. Спрашивается, а кто это будет делать? Отвечаю: выпускники нашего лицея. Поймите, я не хвастаюсь, что мы немножко опередили время. Я просто даю понять коллегам из других регионов страны, что готов поделиться опытом нашего учебного заведения. Ибо одна ласточка не сделает погоды в масштабе всего государства. А ведь им рано или поздно придется решать кадровые проблемы мужчин-педагогов для села. Зачем же изобретать для этого велосипед, уже достаточно хорошо разработанный нами?!

Комментариев нет: